Удивительно было видеть и слышать, как власть, ранее бросавшая лишь дежурные слова о необходимости земельной реформы, не только провозгласила «земельную реформу», но и приняла законы, направленные на ее реализацию и публично обещает нам начало этого мероприятия в 2012 году.
Чем так специфичен «земельный вопрос»? Да тем, что долгое время сельское хозяйство было основным видом производства и, следовательно, земля – основной ресурс или товар. И следует учитывать особенность земли, как ресурса, причем, очень часто возобновляемого, - она никуда не денется и всегда приносит некий доход тому, кто ей распоряжается.
На практике это привело к тому, что чиновники, имеющие отношение к «управлению» землей, элементарно паразитируют на сельском хозяйстве.
Поэтому суть “земельной реформы”, по логике вещей, должна состоять в попытке привести в соответствие фактическую и юридическую собственность, то есть, превратить землю из ресурса, так или иначе распределяемого чиновниками, в товар, распределяемый потребностями людей на рынке.
До сих пор наше государство игнорировало такие понятия как «реформа» и «частная собственность на землю». И тут вдруг такое, называемое «земельной реформой»!
Однако, ознакомившись с принятыми законами http://rescomzem.gov.ua/zemelnoe-zakonodatelstvo , никак нельзя назвать то, что нас ждет «земельной реформой».
Во-первых, целевое назначение земли. То есть, ситуацию, когда государство решает, как именно должна использоваться земля. Если вы хотите использовать ее по-другому, вы должны уговорить государство изменить это самое «целевое назначение». Но ведь суть рынка земли как раз и состоит в том, что с помощью свободных цен люди определяют наилучшее в данный момент времени и в данных условиях целевое назначение конкретного участка земли. Это все равно, что «вводить» частную собственность в производстве и торговле, сохраняя государственный контроль за ценами.
Во-вторых, многочисленные недомолвки в законе. Когда же закон содержит ссылки на некие будущие правила, он перестает выполнять свою роль. Например, закон предусматривает, что Кабинет Министров устанавливает, как именно отображаются данные кадастра в интернете, он же устанавливает форму Поземельной книги, в которую заносятся данные о земельных участках, устанавливает порядок составления и утверждения требований к оформлению кадастровых планов земельных участков, порядок доступа нотариусов к кадастру и порядок пользования сведениями и документами кадастра. Но когда?
Самое интересное, что общественное мнение не ждет ничего хорошего от государства. Бытует мнение, что в результате земельной реформы «богатые скупят всю землю».
Да я и сама хотела бы искренне поверить в то, что «реформа” создает, наконец, условия для рынка земли и поэтому, преимуществ в ней больше, чем издержек. Но не могу. Не могу и не сказать, что законы о «земельной реформе» прямо направлены на то, чтобы отобрать подешевле землю у мелких и средних хозяев. В законах этого нет. Но, это, к сожалению, есть на практике. А поскольку законы о «реформе» дают государству еще больше власти, то легко предположить, что этой практике будет легче следовать.
Но 20.12.2021 Верховная Рада Украины приняла Закон “О внесении изменений в раздел Х “Переходные положения” Земельного кодекса Украины” (на базе законопректа № 9586 от 13.12.2021) (http://search.ligazakon.ua). Данным законом до 01 января 2013 года продлевается действие запрета на отчуждение и изменение целевого назначения земельных участков, предназначенных для ведения товарного сельскохозяйственного производства, личного крестьянского хозяйства, а также на внесение права на земельный пай в уставные капиталы хозяйственных обществ. Этот запрет не касается передачи земельных участков по наследству и обмена одного участка на другой. Согласно старой редакции, срок действия моратория устанавливался до момента вступления в силу законов о государственном земельном кадастре и о рынке земель, но не мог быть снят ранее 1 января 2012 года.
Поэтому никакой «реформы» нет, есть только изменения некоторых параметров игры на том полулегальном рынке, который уже существует.