/scripts/socializ_3.js">

О социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде ограничения свободы

Все граждане Украины, граждане иностранных государств и лица без гражданства, проживающие на территории Украины, имеют множество прав и свобод, которые закреплены в разнообразных нормативно-правовых актах, начиная с Конституции Украины.  Лица, отбывшие наказание в местах лишения свободы, не являются исключением из этого правила. Наоборот, законодательство Украины предоставляет этой группе лиц дополнительные гарантии реализации их прав, и прежде всего, права на безотлагательное получения помощи от органов исполнительной власти в период шести месяцев после освобождения из мест лишения свободы (т.е. в период адаптации на свободе), а именно: помощь в создании надлежащих жилищно-бытовых условий, получении образования, документов (если они были утеряны), медицинскую, социальную и иную помощь. В ст. 10 Закона Украины «О социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок» сказано, что «права освобожденных лиц, закрепленные этим Законом, реализуются в полном объеме и не могут быть ограничены…».

Именно поэтому  актуальным является  вопрос реализации ЗУ «О социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок», который предусматривает  прежде всего анализ правовых документов -  самого Закона, и «Концепции социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы или ограничения свободы на определенный срок», утвержденной Распоряжением КМУ от 30.10.2021 №1385-р.

Данные нормативно-правовые акты содержат указание на полномочия государственных и негосударственных структур, на которые возлагается обязанность осуществлять мероприятия социального патронажа в отношении лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы. В соответствии с Законом, под социальным патронажем понимается комплекс мероприятий государственной поддержки и помощи освободившимся лицам, который осуществляется с целью содействия этим лицам в трудоустройстве, профессиональной переориентации и переподготовке, создании надлежащих жилищно-бытовых условий, предотвращения влияния на них криминогенный факторов (ст.1 Закона). Действие указанного Закона распространяется на граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства, которые постоянно проживают на территории Украины и обратились в наблюдательные комиссии или в иные органы, учреждения и организации, уполномоченные реализовывать мероприятия по социальному патронажу, в течении шести месяцев после освобождения из учреждений исполнения наказаний. 

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона, мероприятия социального патронажа осуществляют следующие субъекты:

- местные органы исполнительной власти;

- органы местного самоуправления;

- центры социальной адаптации;

- центры социальных служб для семьи, детей и молодежи;

- наблюдательные комиссии;

- органы социальной защиты населения;

- органы здравоохранения;

- органы внутренних дел;

- центры занятости населения;

- дома-интернаты;

- кризисные центры;

- службы психологической помощи;

- учреждения социального патронажа;

- дома ночного или временного пребывания освобожденных лиц;

- общественные организации;

иные уполномоченные органы, организации и учреждения.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона, указанные органы, организации и учреждения в случае обращения к ним освободившихся лиц обязаны безотлагательно начать осуществлять в отношении них мероприятия социального патронажа.

В октябре 2008 года Кабинет Министров Украины издал Распоряжение № 1385-р «О принятии Концепции социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы на определенный срок», в котором указывает, что «существующая система социальной адаптации освобожденных лиц не способна удовлетворить интересы общества». Среди основных причин такого положения дел названы следующие:

- отсутствие четкого механизма и согласованного механизма координации действий центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

- несвоевременность предоставления необходимой помощи освобожденных лиц;

- недостаточность финансирования;

- стигматизация и дискриминация освобожденных лиц;

- недостаточная информированность осужденных лиц об их правах и обязанностях, а также общественности о проблемах осужденных лиц и их участии в содействии реинтеграции таких лиц в общество;

- отсутствие специалистов по социальной работе и социальных работников, которые могут на надлежащем уровне работать в системе социальной защиты освобожденных лиц;

- несовершенство законодательства.

С уверенностью можно сказать, что проблемы, существующие в 2008 году в системе социальной адаптации лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, остаются актуальными и в 2011 году -  усовершенствование нормативно-правовой и методической базы, целенаправленная ресоциализация  осужденных лиц, эффективность социального сопровождения и социального патронажа, профилактика предотвращения преступности.

К сожалению, в новой редакции  ЗУ  «О социальной адаптации лиц, которые отбыли наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок» совершенно нет конкретики – не указаны полномочия большинства служб, на которых возложены обязанности согласно этому Закону.  Нет  четко прописанных механизмов реализации  данного Закона. Доказательством того, что некоторые нормы «не работают» приведу на норме Закона об оплачиваемом привлечении общественных организаций к предоставлению социальной помощи освобожденным лицам.   На общегосударственном уровне остается фактом то, что на сегодняшний день не существует порядка получения подобного социального заказа от органов местного самоуправления, в бюджете 2011 года средства на привлечение общественных организаций для предоставления социального заказа по оказанию социальной помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы, не предусмотрены, а без соответствующего финансирования  органы государственной власти на местах не вправе осуществлять социальные заказы. И хотя Закон Украины «О социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок» предусматривает участие общественных организаций в социальной адаптации освободившихся лиц, тем не менее на местном уровне нет ни утвержденного механизма получения общественной организацией такого социального заказа, ни средств на выполнение такого заказа. 

Проанализировав Закон, подведу итоги, что для исключения формального подхода  Законодателем к правам осужденных лиц, дальнейшей эффективной реализации данных прав   необходимо внести изменения в ЗУ «О социальной адаптации лиц, которые отбыли наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок», а именно

  • четко прописать полномочия всех государственных и негосударственных субъектов, на которые возлагается обязанность по проведению мероприятий социального патронажа в отношении лиц, отбывших наказание виде лишения свободы на определенный срок (распределение и разграничение обязанностей и полномочий между службами);
  •  в должностных обязанностях сотрудников учреждений исполнения наказаний прописать порядок проведения ими информирования лиц, готовящихся к освобождению, о тех органах, службах и организациях, которые оказывают социальную помощь лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы;
  • ввести дисциплинарную ответственность сотрудников ОВД, суда и учреждений исполнения наказаний за утерю паспорта осужденного лица;
  • запретить учреждениям исполнения наказаний принимать лиц без паспорта.

 

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
 
Статья прочитана 534 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Наши контакты

Тел.      

E-mail   [email protected]