/scripts/socializ_3.js">

Итоги первого года действия нового антикоррупционного законодательства или эфимерный прогресс в борьбе с коррупцией в Украине

1 июля 2012 года прошел год со вступления в силу нового антикоррупционного законодательства в Украине. Кто выиграл и проиграл за этот год в рьяной борьбе с проявлениями коррупционных деяний во всех сферах государственной службы? Анализируя теорию и практику, у меня, как у юриста, вывод сложился неутешительный.

    Почему, ведь приняты законы, аналогов которым раньше в Украине не было?

1 июля 2011 года, после многолетних переписываний предлагаемых проектов, вступили в действие два закона по противодействию коррупции — Закона №  3206-VI «О мерах по предупреждению и противодействию коррупции» и Закон № 3207-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношение ответственности за коррупционные правонарушения».   

Татьяна Риккер, юрист

  Несколькими месяцами ранее Верховной Радой Украины был принят Закон «О доступе к публичной информации», смысл которого заключался в том, что чиновник, как публичное лицо, теперь открыт для гражданина — в отношении принятых действий по служению государству, финансового  и имущественного состояния и всему остальному, что может заинтересовать гражданина Украины и запрошено им в соответствии со ст.  Закона. Более того, во исполнение ч. 3 ст. 15  Закона Украины «О доступе к публичной информации»  субъект властных полномочий, как распорядитель информации,  опубликовывает проекты нормативно-правовых актов, решений не позднее как за 20 рабочих дней до даты  их рассмотрения с целью принятия. Тем самым, местной властью теперь обеспечивается реализация положений статьи 34 Конституции Украины относительно свободы информации.

Законом № 3207 внесены изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях и Уголовный кодекс в части ответственности за совершение коррупционных деяний и служебные преступления.

Преступление и наказание

Глава 13-А КУоАП закрепляет наказание за совершение коррупционного правонарушения в виде штрафа, минимальный из которого составляет 850 грн., максимальный — 8500 грн.

За совершение преступления по ст. 364 УК Украины  «Злоупотребление властью или служебным положением» предусматривается ответственность в виде исправительных работ на срок до 2-х лет или ареста на срок до 6-ти месяцев, или ограничение свободы на срок до 3-х лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет и со штрафом от 4250 грн. до 12 750 грн. Сотрудник правоохранительных органов при совершении преступления по ст. 364 УК понесет более жесткое наказание: лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенную должность на срок до 3-х лет и с конфискацией имущества.

Статья 368 УК при получении взятки предусматривает ответственность, как штраф  от 8500 грн. до 12750 грн. или исправительные работы на срок до года, или арест на срок до 6-ти месяцев с лишением права занимать  определенные должности на срок до 3-х лет.

Коррупция: украинский рецепт борьбы

Приказом Генеральной прокуратуры от 21.06.2022 № 10 была   утверждена организационная деятельность органов прокуратуры в сфере противодействия и предупреждения коррупции путем усиления координационной деятельности с правоохранительными органами и судами по  усилению надзора за рассмотрением заявлений и сообщений о совершении или подготовке преступлений, расследованием уголовных дел по преступлениям с признаками коррупции, законностью административного производства по делам коррупционных правонарушений в судах, а также составлению протоколов за коррупционные правонарушения.

На официальных сайтах СБУ и МВД Украины в рубрике «Противодействие проявлениям коррупции» размещены телефоны горячей линии, согласно публикациям ежедневно СБУ и органы милиции выявляют факты коррупционных деяний государственными служащими.

Доказательственным средством для возбуждения производства по делу, содержащему в себе элементы коррупции,  является аудио и видео фиксация. В данном случае опротестовать использование в деле записи, как подтверждение факта коррупционного деяния государственному служащему, невозможно.

Согласно учетной базы  УИТ ГУ МВД Украины в АР Крым субъектам коррупционных действий в удовлетворении апелляционной жалобы апелляционный суд АРК отказывает.

В случае привлечения к уголовной ответственности государственного служащего за совершение коррупционного деяния, не взирая на обвинительный приговор или постановление суда о закрытии уголовного дела по ст.ст. 45-49 УК Украины, акта амнистии (освобождения от уголовной ответственности на основании Закона Украины «Об амнистии», из зала судебного заседания), при  виновности лица в совершении преступления -  государственный служащий, согласно мнению органов прокуратуры, подлежит увольнению за нарушение присяги государственного служащего (служащего органа местного самоуправления) по нереабилитирующим обстоятельствам.

За неувольнение субъекта коррупционных действий Прокуратура АРК направляет представления, обязательные для исполнения.  Согласно ст. 250 КУоАП при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 172-2 — 179-9 Кодекса, участие прокурора является обязательным.

Постановлением Кабинета Министров Украины  от 12.10.2021 № 1072 введено требование извещения Национального агенства Украины по вопросам государственной службы по требуемой форме в течение трех дней с момента увольнения должностного лица, привлеченного к ответственности за совершение коррупционного деяния. Постановлением предусмотрено, что Агенство проводит сверку с Минюстом Украины с целью формирования единого реестра привлеченных лиц.

С целью повышения качества отбора кандидатов на должности в государственной службе и службе в органах местного самоуправления с 1 января 2012 года, согласно статье 11 Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», введена комплексная специальная проверка всех лиц, претендующих на занятие должностей госслужащих и должностных лиц органов местного самоуправления. Проверке подлежат сведения о судимости, в том числе и за нарушение антикоррупционного законодательства, гражданства, доходов, наличия корпоративных прав, образования, состояния здоровья и других сведений, требование о представлении которых установлена ​​законом - то есть комплексное изучение информации о лице, которое желает стать государственным служащим.

          Коррупция “В Законе”

Вернусь к Закону Украины «О  доступе к публичной информации». Не так-то просто заставить чиновника быть публичным. Его, с учетом Закона Украины  «О защите персональных данных», придется просить таковым быть. Указанный Закон  вообще не регулирует отношения, связанные с предоставлением публичной информации.  И дабы избежать этого, запрашиваемому лицу следует в своих запросах, кроме обязательных требований, установленных Законом «О  доступе к публичной информации», выстраивать логическую цепочку, почему та или иная информация является публичной и должна быть предоставлена, а не относится к персональным данным, которые не подлежат разглашению. В противном случае за раскрытием данной информации придется обращаться в суд.

Уголовную ответственность мы все считаем самым жестким видом юридической ответственности. Но власть, принимая антикоррупционное законодательство, учла «пожелания» коррупционеров.

Повторюсь, что невзирая на обвинительный приговор или постановление суда о закрытии уголовного дела по ст.ст. 45-49 УК Украины, акта амнистии (освобождения от уголовной ответственности на основании Закона Украины «Об амнистии», из зала судебного заседания), при  виновности лица в совершении преступления государственный служащий, согласно мнению органов прокуратуры, подлежит увольнению за нарушение присяги государственного служащего.

Однако, положения антикоррупционных  нормативно-правовых актов четко не регулируют увольнение государственного служащего (должностного лица) за совершение коррупционного деяния, за которое  служебное лицо было освобождено от ответственности в вышеуказанном порядке.

Статьями 21, 22 Закона Украины «О мерах предупреждения и противодействия коррупции» закреплены особенности увольнения лица, привлеченного к уголовной ответственности (раздел 17 УК Украины «Преступления в сфере служебной и профессиональной деятельности, связанной с предоставлением публичных услуг»).

Согласно УК Украины, лица, освобожденные от уголовной ответственности на основании ст.ст. 45-49 УК Украины, но признанные виновными в совершении инкриминируемого преступления, в связи с освобождением от наказания в пределах, установленных санкцией статьи, которая предусматривает ответственность за совершенное преступление,  (не привлечения к уголовной ответственности),  не имеют судимости.

      Не пойман в течение двух лет – не коррупционер?

Кроме того, Высший административный суд в информационном письме от 26.05.2022 №753/11/13-10 обращает внимание, что вынесение публичному (государственному) служащему  постановления суда за совершение им  деяния с использованием служебного положения еще не является безусловным основанием для прекращения публичной службы:

«Согласно ч.1 ст.88 Уголовного кодекса «лицо признается имеющим судимость со дня вступления обвинительного приговора в законную силу и до погашения или снятия судимости». А вот «лица, осужденные по приговору суда без назначения наказания или освобожденные от наказания либо отбывшие наказание за деяние, преступность и наказуемость которого устранена законом, признаются не имеющими судимости» (ч.3 этой статьи). Частью 2 ст.86 УК предусмотрено, что «законом об амнистии лица, совершившие преступление, могут быть полностью или частично освобождены от уголовной ответственности или от наказания». То есть публичные служащие, которые освобождены от наказания и которым наказание суд назначил, но в приговоре говорится о его окончательном и безусловном неисполнении, признаются не имеющими судимости, поэтому основания для их увольнения  отсутствуют».

Статьей 38 КУоАП предусмотрено, что в случае отказа в возбуждении уголовного дела или закрытия дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быль наложено не позднее как через месяц со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или его закрытии.

Но ч. 3 этой же статьи закреплено, что административное взыскание за совершение коррупционного правонарушения может быть наложено на протяжении трех месяцев со дня выявления, но не позднее одного года со дня его совершения. Тем самым прокурору в суде необходимо будет торопиться со сроками привлечения коррупционера.

 Мы, как граждане, проиграли, потому что принят очередной закон-макет, и неизменной осталась норма: «не пойман в течение двух лет — не коррупционер».

 

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
 
Статья прочитана 718 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Наши контакты

Тел.      

E-mail   [email protected]