Накануне завершения своей каденции депутаты Верховной Рады предыдущего созыва продлили действие земельного моратория. Это стало полной неожиданностью для многих экспертов, занимающихся земельными вопросами. Некоторые из них даже утверждают, что таким образом была предпринята попытка притормозить земельную реформу в Украине. Но так ли это на самом деле?
Этот вопрос мы обсуждаем с директором Ресурсного центра по правам на землю, президентом Ассоциации «Земельный союз Украины» Андреем Кошилем.
- Почему, декларируя необходимость проведения земельной реформы, Украина не торопится с ее реализацией?
- Земельная реформа в Украине длится на протяжении 20 лет. К ней можно отнести все шаги государства, связанные с земельными вопросами. Прежде всего, речь о приватизации – на сегодня уже более половины украинских земель стали частными.
Но в начале этих процессов не было четкой концепции относительно проведения земельной реформы и прогноза ее результатов. Сейчас такое понимание на государственном уровне уже достаточно четко обозначилось. Поэтому я убежден, что такая реформа не только не тормозится, но продвигается достаточно быстро.
- Вместе с тем, Верховная Рада продлила срок действия земельного моратория вплоть до 2016 года. Почему она пошла на такой шаг?
- Этот шаг был достаточно спонтанным. На самом деле в Земельном кодексе записано, что мораторий у нас бессрочный, то есть, действителен до принятия закона о рынке земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому завершение моратория 1 января 2013 года, как это ранее предусматривалось, могло состояться лишь при условии принятия такого законодательного акта. По тому, как разворачивались события в Верховной Раде, мы знаем, что правительство вышло с законопроектом, который урегулировал бы оборот земель сельскохозяйственного назначения, но этот вопрос приобрел политическую окраску и депутаты проголосовали за продление моратория. Его срок не имеет никакого значения. Потому что новый парламент может так же легко отменить мораторий и поддержать введение рынка земель.
Собственно говоря, для этого нужно урегулировать достаточно узкий круг вопросов, в частности, каким образом будет организован оборот земель сельскохозяйственного назначения, какие будут ограничения относительно их аренды, кто может такие земли покупать. Поэтому думаю, что уже в ближайшее время парламент вернется к рассмотрению такого важного и нужного закона, который будет называться, скорее всего, «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
- При сложившихся условиях, какой будет дальнейшая судьба законопроекта «О рынке земель», который уже прошел первое чтение в Верховной Раде?
- К рассмотрению в первом чтении закон был хорошо подготовлен, с ним можно было работать. Но было предложено более 1 тыс. правок и дополнений, Комитет Верховной Рады, занимающийся аграрными вопросами, их рассмотрел. После этого законопроект стал напоминать скорее политический манифест, а не юридический документ. Там были даже сугубо популистские заявления. Поэтому хорошо, что его не принимают в таком виде.
В этом законе хотели свести много вопросов и решить их одним махом. Этого не произошло, ведь сам по себе вопрос рынка земель затрагивает немало разнообразных интересов. Парламент пошел более логичным путем – разбил закон «О рынке земель» на несколько сегментов. Скажем, один из них касается проведения аукционов. Принят соответствующий закон, в Земельный кодекс внесли изменения по этому вопросу и, по сути, было легализировано проведение аукционов. Правда, еще с 2008 года Земельный кодекс включал положения, что все земельные участки, свободные от застройки, принадлежащие государству или коммунальным органам, должны реализовываться только через аукционы, но законодательно закрепленного механизма их проведения не было.
Также решено, что вопросы консолидации тоже будут приведены к норме специальным законом. Закон об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения будет еще одним логическим сегментом этой целостной системы.
- Какой теперь будет дальнейшая судьба Земельного банка? Ведь государство уже приступило к его созданию.
- Земельный банк у нас был основан согласно внесенным изменениям к закону о разграничении земель государственной и коммунальной собственности. Там это прописано буквально одной строкой. Затем правительство одобрило постановление о формировании банка, в бюджете нынешнего года были заложены соответствующие средства – 120 млн. грн. Уже утвержден устав Земельного банка, его наблюдательный совет. Но до сих пор неизвестно, чем будет заниматься это учреждение. Есть общие заявления министра аграрной политики, руководителя Госземагентства, все остальное остается тайной. Значит, нуждается в последующем законодательном урегулировании. Но это не вопрос отмены моратория, это вопрос государственной политики. Хотя не исключено, что именно на Земельный банк будут возложены функции распоряжения землями сельскохозяйственного назначения.
- Сторонники земельного моратория настаивают, что отстаивают интересы малоземельных крестьян – мол, после продажи земли те смогут остаться ни с чем. Но как будут учитываться интересы тех крестьян, которые хотят продать свои земельные наделы? Известно, что 50% собственников земельных паев – это пенсионеры.
- Считаю, что мнение, будто бы собственники земли категорически против развертывания рынка земли, сформировано искусственно. Причем, теми людьми, которые имеют выгоду от существования моратория. У нас землю в результате земельной реформы получили около 7 млн. граждан, это лишь часть всего населения. Конституция четко определяет, что право собственности позволяет гражданину свободно распоряжаться своей собственностью. Мораторий, отменяющий такое право, можно назвать антиконституционным. Согласно этой логике, можно было бы запретить распоряжаться квартирами, машинами или еще каким-то имуществом. Экономического и юридического смысла в существовании такого запрета просто нет.
Впервые мораторий вводился тогда, когда принимался новый Земельный кодекс. Это было временное мероприятие до принятия соответствующего законодательства. Но сформировалась прослойка общества, прежде всего, бизнес-прослойка, для которой существование моратория достаточно выгодно. Поэтому мораторий много раз продлевали, и при таких условиях будут продлевать и в дальнейшем.
Но выгодно ли это гражданам, получившим землю? У нас уже около 430 тыс. собственников земельных участков за это время ушли из жизни и не смогли реализовать своего права продать их. Это так называемое «отмершее наследство».
Сегодня продать землю нелегальным образом можно и достаточно легко. Поэтому суть снятия моратория не в введении оборота земель, купли-продажи. Главное задание – в легализации операций, которые и так на этом рынке происходят.
- Во время недавней пресс-конференции председатель Госземагентства Сергей Тимченко тоже сказал, что мораторий стоит отменять сразу, как будет принят закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Этот закон уже готовится к рассмотрению в Верховной Раде?
- Да, его готовит правительство, также готовят депутаты. Скорее всего, в Верховную Раду будут поданы оба законопроекта.
Концепция такого закона уже понятна. Она понятна с первого чтения закона «О рынке земель». Поэтому, думаю, его не будут откладывать в долгий ящик.
- И отмена этого моратория станет очевидным фактом?
- Уверен, что именно так и будет.
- Можете ли вы спрогнозировать, когда новая Верховная Рада проголосует за отмену моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения?
- Это непростой прогноз. У нас только начался процесс структуризации парламента, идет формирование депутатских фракций, комитетов. Но, думаю, с точки зрения экономической целесообразности, позиций аграрного бизнеса любой парламент будет вынужден вернуться к рассмотрению этого вопроса. Достаточно буквально одного голосования. В заключительных положениях закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» может быть записано, что необходимо внести изменения в Земельный кодекс и отменить мораторий. Поэтому когда будет политическая воля и возможность проголосовать в парламенте, именно таким образом этот мораторий может уйти в историю.
Тарас ТЕРНОВСКОЙ,
Национальный пресс-клуб по аграрным и земельным вопросам