Украинские школы ждет революция: вскоре старшеклассники смогут сами выбирать профильные предметы, ориентируясь на будущую профессию. Проект сейчас проходит стадию обсуждения на сайте МОН, то есть каждый желающий может предложить свои коррективы, сообщают “Вести”.
ЧТО ИЗМЕНЯТ
«Планируем, что уже в 2018 году 10-е и 11-е классы станут профильными, и дети смогут выбирать предметы, которые им помогут в будущей профессии, — говорит «Вестям» директор департамента общего среднего и дошкольного образования Олег Ересько. — 18 часов в неделю будет посвящено обязательным предметам (см. графику), и еще 20 — выберут. Последний блок разбивается на части — спецкурсы, выборочно-обязательные и допчасы. Так, если ученик сделает математику профильной, то он не будет ходить на нее, как на обязательный предмет. Часы по математике увеличатся и будут преподаваться группе углубленно. Что касается спецкурсов, то ученик выберет всего один профпредмет, а остальную нагрузку возьмет спецпредметами. Еще пять — допчасы, которые предложат школы. Также ребята должны будут выбрать из четырех выборочно-обязательных предметов два, один из которых будут проходить в 10-м классе, а другой — в 11-м».
К профпредметам ученики будут привыкать еще с 8-го–9-го классов. Профильные классы будут делиться на подгруппы (максимум — восемь человек). Учителей к нововведениям также начнут готовить еще в пединститутах и перепрофилировать в школах. К примеру, физик будет читать астрономию, учитель литературы — культурологию или историю религии и т. д. Еще одно новшество от Минобразования — введение профпроб. По словам Ересько, будущий переводчик сможет провести экскурсию на английском, а журналист — поработать в редакции. Список предметов может расширяться, и проект будут дорабатывать: «Одаренные дети смогут пройти сразу два или несколько профилей и быть ориентированными, например, на переводчика и физика».
ФИЗКУЛЬТУРА — ОБЯЗАТЕЛЬНА
Интересно, что физкультуру оставили в обязательных предметах. Ранее в стране было много шума из-за того, что дети не тянут спортивные нормативы, и была идея перевести физкультуру в разряд факультативов. «Наши дети и так мало двигаются, поэтому мы добавили час физподготовки (сейчас — два, а в планах — три. — Ред.)», — говорит Ересько.
УЧЕНИКИ ВЫБЕРУТ МОДНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
Украинские учителя позитивно восприняли идею МОН, но говорят, что могут быть неприятные последствия. «Нужно ориентироваться на потребности рынка труда. Можем получить ситуацию, когда на юристов и экономистов будут ориентироваться еще со школы. А ведь в стране и так этих специалистов больше, чем нужно, — говорит завуч столичной школы Людмила Кривошея. — Выбирать профессию ученики должны вместе с психологом. Ведь подросток может выбрать предмет лишь потому, что ему нравится учитель и его преподавание». Еще одна проблема, которую надо будет решать, — помещения. Ведь классы поделят на много групп, у каждой из которой — своя отдельная программа.
В РОССИИ ОЦЕНИЛИ ГИБРИД
Профильные школы практикуют в Европе, США, а с 2012-го система внедрена в России. На этапе обсуждения проект вызвал волну негодования — в списке обязательных предметов значились физподготовка, ОБЖ и «Россия в мире» (микс истории, обществознания, права, географии и др.). Но потом учли предложения, и сейчас все довольны. «Все предметы у нас обязательные. Но если ребенок выбирает часть предметов по профилю, то на них ему увеличивают часы за счет других, – говорит учитель математики одной из московских школ Дмитрий Гущин. – По желанию школьники получают и гибрид из естествознания, биологии, географии, физики. Некоторые учителя возмущались, когда вместо одного предмета ему приходилось читать несколько. Но потом сработались, подтянули новые кадры в школах».
Источник: ”Вести”