Алекс Лисситса: Мы ежегодно производим 22-23 млн. тонн картофеля, около 10 млн. тонн овощей открытого грунта и около 2 млн. тонн плодов и ягод.
В Киеве состоялась четвертая Международная конференция на тему: «Коммерческое плодоовощеводство в Украине 2013». Она собрала ведущих в стране производителей, переработчиков и реализаторов плодоовощной продукции, зарубежных экспертов. Мероприятие прошло при организационной поддержке Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ) и агентства «AgriEvent».
О ситуации, которая сложилась в отечественном плодоовощном секторе, его возможностях и трудностях рассказывает президент УКАБ Алекс Лисситса.
- Сколько Украина производит плодоовощной продукции?
- Позиции плодоовощеводства достаточно серьезны. Общий объем производства составляет около 10 млрд. долл. Достаточно большая сумма, которая позволяет говорить о высоком уровне работы в этом секторе. Что касается количественных показателей, то мы ежегодно производим 22-23 млн. тонн картофеля, около 10 млн. тонн овощей открытого грунта и около 2 млн. тонн плодов и ягод.
Украинский сектор плодоовощеводства за небольшим исключением является экспортноориентированным. На сегодняшний день мы импортируем яблоки, виноград и другую продукцию сезонного характера.
- Куда преимущественно мы поставляем свою продукцию?
- Основной позицией по экспорту плодоовощной продукции у нас являются страны Таможенного союза. Мы экспортируем достаточно большое количество томатов и огурцов. Наша мелитопольская черешня идет на российский рынок. Что касается наших ягод, то мы их экспортируем как в свежем, так и в замороженном виде в Европейский Союз.
- Какие рынки для нас остаются наиболее привлекательными?
- Я думаю, что по емкости и по насыщенности самым интересным рынком остается Европейский Союз. Там потребляется очень много плодоовощной продукции. По этому показателю ЕС занимает одно из самых высоких мест в мире.
- Соответствует ли наша плодоовощная продукция тем требованиям, которые предъявляют страны Евросоюза, другие страны мира?
- Думаю, что мы уже преодолели определенный этап в решении этого вопроса. Я уже называл некоторые виды продукции. В первую очередь это касается ягод. Здесь, в принципе, мы уже прошли сертификацию - так называемую GlobalGAP. Определенную сертификацию прошла и томатная паста. Теперь и ее мы можем поставлять на европейский рынок.
- Насколько украинский плодоовощной рынок интересен для иностранных инвесторов?
- Иностранные инвесторы вкладывают свои деньги в этот сектор. В первую очередь, речь идет об инвесторах из Голландии, Германии и других стран Европейского Союза.
Но нужно отметить, что некоторые моменты тормозят процесс инвестирования в плодоовощеводство. Прежде всего, это касается непонятной ситуации, которая сложилась на рынке земли. До сих пор нет четкого ответа на такие вопросы - что будет с арендой земли, с собственностью на землю.
Вторая проблема – финансирование. Кредитные ставки украинских банков такие высокие, что они не позволяют брать кредиты под долгосрочные проекты.
- Преимущественно плодоовощную продукцию в Украине производят домохозяйства. Тем не менее, они не получают от государства помощи. Почему?
- Потому что на сегодняшний день домохозяйства занимаются этим видом деятельности по необходимости. В сельской местности мало рабочих мест, доходы сельских граждан намного ниже, чем у городских. Поэтому у них нет иного выбора, как заниматься производством плодоовощной продукции.
Как по мне, тенденция должна быть четкой и понятной: в сельской местности нужно создавать дополнительные рабочие места. Тогда отпадет потребность в натуральном хозяйстве, тогда отпадет необходимость в самовыживании.
И второй момент – для того, чтобы Украина стала экспортером, она должна выходить на индустриальное производство овощей и фруктов.
- Какое место в производстве и реализации плодоовощной продукции может занять сельскохозяйственная кооперация?
- Это один из инструментов, которым нужно активно пользоваться. К сожалению, законодательная база, которая касается обслуживающих и производственных кооперативов, недостаточно развита. Она не способствует их динамичному развитию. Хотя, повторюсь, создание кооперативов очень много значит, особенно для мелких товаропроизводителей – они позволяют им наладить совместное производство и сбыт продукции, в том числе – и плодоовощной.
- Насколько эффективной является государственная политика в плодоовощном секторе?
- Сегодня очень трудно говорить о политике государства, потому что при отсутствии дотаций у него остается очень мало возможностей повлиять на рынок. Это касается почти всех направлений плодоовощного сектора. И поскольку рынок очень разношерстный и на нем доминируют мелкие производители, соответственно, государство не в состоянии контролировать ни цены, ни производство, ни поддержку.
Мы помним 2010 год, когда цены на так называемый «борщевой набор» подскочили на 600%. Тогда государство не знало, что делать, как сбить цены.
Здесь на сегодняшний день остается очень много проблем, и до тех пор, пока государство будет иметь дело преимущественно с индивидуальными хозяйствами, этот вопрос будет сложно решить.
- Какую помощь в решении тех проблем, о которых мы говорим, оказывают международные доноры?
- В последние годы донорские организации существенно поменяли свою стратегию. И правильно сделали, что поменяли.
В 90-е годы технические проекты больше занимались привлечением западных консультантов. Впечатление складывалось такое, будто они хотели их трудоустроить в Украине. Сейчас ситуация выглядит иначе. Ярким подтверждением этому служит работа Проекта USAID «АгроИнвест». Он напрямую работает со многими нашими товаропроизводителями, помогает им решать насущные вопросы.
В частности, Украинский клуб аграрного бизнеса работает с «АгроИнвестом» в трех направлениях. Первое касается законодательной базы рынка земли, второе - повышения квалификации представителей мелкого и среднего бизнеса. Вместе мы реализуем проект «Агрошкола». Третье направление касается определенных исследований. Они проводятся для того, чтобы все без исключения участники рынка понимали, какая ситуация на нем складывается, и делали для себя соответствующие выводы.
Михаил ВЕРНИГОРА,
Национальный пресс-клуб по аграрным и земельным вопросам