Близится пора школьных выпускных и вступительных экзаменов в ВУЗы. Для молодых людей пришло время ответить на вопрос: кем быть? Доктором или бухгалтером, учителем или инженером, спортсменом или менеджером? Все профессии нужны, все профессии важны, - гласит народная мудрость. По подсчетам социологов, на сегодняшний день в мире существует около 50 тыс. различных профессий. Более 15 тыс. из них зафиксировано в нашей стране. Как же при таком широком ассортименте специальностей выбрать ту, которая не только раскроет весь потенциал, но и будет приносить удовольствие, а, возможно, и неплохой заработок? Какими мотивами следует руководствоваться при выборе своего профессионального пути? В этих и других вопросах “Медиаволне” помогла разобраться дипломированный специалист, психолог высшей категории Джанкойской ОШ №3 Елена Мальченко.
- Елена, возникают ли сложности у нынешней молодежи в вопросе профессиональной ориентации?
- Рождаясь, человек получает определенный спектр склонностей, задатков. Он не «чистый лист», как ранее считали педагоги. Уже в возрасте до 3 лет можно наблюдать любимые развлечения ребенка и сказать, кем он может стать в будущем. Однако, вырастая, дети забывают о своих увлечениях, подчиняясь моде, требованиям родителей или советам друзей. И когда приходит время выбирать направление для обучения в профильных 10-11 классах, а позже и профессию, для многих наступает неожиданный момент мучительного выбора, а часто и равнодушного отношения к своей будущей судьбе.
- Вы являетесь практическим психологом одной из джанкойских школ. Скажите, чем руководствуются современные школьники при выборе будущего профиля обучения?
- Анализируя многолетние исследования выбора профиля обучения джанкойскими девятиклассниками, можно с уверенностью констатировать рост самостоятельности учеников при выборе будущей профессии. Так, в начале 2000-х годов мотивами выбора профессии дети называли мнение родителей, учителей, зачастую даже друзей. Однако в последние годы все большая доля мотивов приходится на самостоятельный выбор, собственный анализ желаний, задатков, возможностей. Диагностика готовности девятиклассников к сознательному выбору профиля обучения в 2013 году показала, что дети не только склонны заниматься самоанализом в данном ключе, но и готовы работать с потоками информации (в основном, используя Интернет-ресурсы), выбирая наиболее востребованные и близкие по душе профессии, удовлетворяющие внутренние потребности и желания.
- К каким результатам может привести неправильная мотивация при выборе своей будущей профессии?
- Неправильная мотивация при выборе будущей профессии – это ориентация не на комплекс собственных желаний и возможностей, а на модные атрибуты профессии, т.е. внешние мотивы. Естественно, последствием становится тягостная обязанность заниматься нелюбимым делом, изо дня в день прилагать усилия для достижения результата, не являющегося личностно важным. Приведет ли это к психологической травме, зависит от свойств психики конкретного человека. Стоит отметить, что гораздо страшнее рабочих стрессов и их последствий профессиональное «выгорание» специалиста. Более всего ему подвержены те, кто много общается с людьми, а также работники с большим стажем. Лекарством от «выгорания» может стать повышение квалификации, смена рода деятельности, общение с коллегами и, несомненно, чувство юмора.
- Может ли человек предотвратить последствия неверного выбора профессии?
Тот, кто не останавливается в своем развитии и понимает неправильность выбора профессионального пути, способен исправить эту досадную ошибку. В таком случае человек получает новое образование, меняет стиль и направление деятельности, в общем, находит себя. И это истинно верный путь, ведь каждая личность меняется, достигая определенных кризисных точек в своем развитии.
- Вечное противостояние – «технари» и «гуманитарии». Какая работа психологически более сложная – физическая или умственная?
- Относительное преобладание определенного полушария мозга у человека (левое полушарие – словесно-логическое, правое – образно-художественное) в комплексе с типом нервной системы (степенью ее уравновешенности и подвижности), а также темпераментом (сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик) создают предпосылку для выбора, чем же заниматься человеку – умственным или физическим трудом. Если выбор сделан правильно, то работать человеку будет сравнительно легко. И противостоянию «технарей» и «гуманитариев» здесь нет места, как и в цветочной лавке среди любителей совершенно разных цветов. Психологически сложной будет лишь та работа, к которой индивидуально-психологические особенности конкретной личности не приспособлены.
- Как правильно выявить собственные таланты и разглядеть наклонности, чтобы сделать правильные выводы и выбрать профессию по душе?
- В настоящее время любые методы профессиональной диагностики абсолютно доступны всем желающим. Проводить исследование может, в принципе, и неспециалист. Отрадно, что в школах Джанкоя имеются специальные профориентационные терминалы, предоставленные горрайонным Центром занятости. Специалисты Центра оказывают соответствующие консультации. Помочь определиться с выбором будущей профессии может и практический школьный психолог. Однако главным критерием выбора должны стать собственные чувства, мотивы и ценности. Помните, что профессионалом считается тот человек, который делает то, что он любит. Кроме того, настоящие профессионалы могут неплохо зарабатывать. В любом случае – выбор за вами.
Беседовал Артём Бражинский