До революции – гимназия, в советские времена – общеобразовательная школа. Сейчас – просто заброшенное двухэтажное здание рядом с новой джанкойской школой. Мимо этого полуразрушенного помещения ежедневно проходят сотни джанкойцев и гостей города. Старейшая в городе школа, добротно построенная в дореволюционную эпоху… Но в ней как-то не «ужилась жизнь». Может оттого, что слишком много смертей и страданий видели ее стены?
Ровесница города. Школа, биография которой величественна и трагична. В ней переплелись светлые страницы истории, детские голоса и страдания, стоны умирающих бойцов. Это – она, бывшая гимназия, затем 26-я средняя школа, а до 1993 года общеобразовательная школа № 1 и этому зданию исполнилось уже 90 лет. На земельном участке, подаренном частным лицом, так и оставшимся неизвестными, в 1914 году было построено здание будущей гимназии. Говорят, что, проезжая через Джанкой на Южный берег, император Николай II принимал участие в освящении здания гимназии. Однако Первая мировая война не позволила закончить до 1917 года отделочные работы, но учредители «Общества для устройства и содержания учебных заведений», те, кому была не безразлична судьба будущего города (История сохранила некоторые имена. Среди них землевладелец А.Кайзер, мещанин Е.Липскарев, действительный статский советник Н. Толстов) хлопотали перед министром Народного образования и попечителем Одесского учебного города об открытии на средства казны полноправной смешанной гимназии в составе 4-х первых классов. Город шел на то, чтобы открыть гимназию даже на местные средства. И наконец, 19 сентября 1917 года было получено разрешение министерства: «Открыть гимназию на местные средства». И гимназия начала свою жизнь. В суровый 1918 год членам правления Общества «за успешно-бескорыстную работу на пользу и процветание учебных заведений г. Джанкоя» была вынесена благодарность, в частности: С.Фейгину, К.Волкову, Леонову. В 1919 году даже введено «Положение о стипендиях Джанкойской гимназии». Гимназия была смешанная, четырёх, потом пятиклассная. А вот многие архивные документы по истории этого здания не сохранились после революции.
С установлением Советской власти в Крыму предназначение здания не изменилось. Джанкойская смешанная гимназия функционировала в 20-е годы, затем стала средней школой № 26. История сохранила имена выпускников тех лет. Среди них: доцент Мелитопольского сельскохозяйственного института В. Кашутин, ученый-психолог П. Соколов, помощник режиссера Академического театра им. Вахтангова М. Биссирова, вице-адмирал Е. Збрицкий, генерал-майор, доктор военных наук Л. Благоразумов, ученый Академии наук Грузинськой ССР А. М. Ривкин, летчик-истребитель, награжденный 2 орденами Красной Звезды, медалью им. А. С.Макаренко В. Г. Зарницын.
Драматической страницей в истории оккупации города Джанкоя была деятельность подполья. И здесь яркой строкой проходит короткая, отданная будущему жизнь учительницы школы Драгомировой Анастасии Алексеевны. Она жила для того, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное», воспитывать будущие поколения», но началась война. В период оккупации с 31 октября 1941 года по 11 апреля 1944 года на территории средней школы № 26 был образован концентрационный лагерь для военнопленных. Это был специальный лагерь-фильтр где выявляли коммунистов, комсомольцев и евреев, которых первым делом уничтожали. Учителя, жители старались помочь пленным. Некоторые смогли установить связи с узниками. В лагерь тайно передавали продукты питания, одежду. Инициатором стала Анастасия Алексеевна. Она передавала в лагерь одежду, продукты питания. Затем стала изготовлять для узников фальшивые документы, благодаря чему многие военнопленные бежали из лагеря, а со временем их переправляли в партизанский отряд. В Книге Памяти Крыма читаем сухие строки: «Драгомирова Анастасия Алексеевна, член подпольно-патриотической группы г. Джанкоя, расстреляна фашистами в ноябре 1942 года в г. Симферополе». Она была человеком большой души. Ее муж И. В. Змиенко в одном из писем писал: «Служить народу, не жалеть жизни во имя жизни других советских людей было моральной нормой Анастасии Алексеевны». Ее судьба вписала яркую страницу в историю школы. Умелыми военачальниками во время войны показали себя бывшие воспитанники школы: генерал-майор Благоразумов, генерал-майор Чунгузов, командир крейсера капитан первого ранга Кириченко, командир группы подводных лодок капитан первого ранга Чечко и другие. В стенах этого здания школы фашистами было замучено сотни людей. В память о них установили мемориальную плиту – сейчас она хранится в музее новой школы. Здесь же в музее имеются фотографии учителей и учеников, сражавшихся с фашистами, документы тех лет. Вновь школа распахнула свои двери для детворы в 1944-м, после освобождения города. Сложно подсчитать, сколько учеников в своё время здесь училось.
В 1993 году школа № 1 была переведена в новое помещение, построенное рядом. А это мрачное двухэтажное здание дореволюционной постройки заросло со всех сторон густой зеленью кустарников и деревьев. Своим угрюмым видом она напоминает полуразрушенную временем и людьми старую крепость, молчаливо хранящую тайны прошлого, свидетелем которого ей довелось быть, и лица всех, кто когда-либо переступал её порог. Она давно стала частичкой джанкойской истории, пережившая по воле судьбы славу и забвение, радость просвещения и бесчеловечность, романтику молодости и ужасы «подвалов смерти». Она и по сей день, словно не может ужиться с окружающим ее миром. Она как призрак из другой эпохи – с каждым восходом мирного солнца напоминает нам только об одном. Существует легенда, что если житель дома умирает, то после – в доме происходят некоторые странные вещи. Говорят, что это призрак хозяина оберегает и охраняет здание. Так вот, по рассказам многих эту самую школу охраняют духи умерших. Кто-то считает эту информацию смешной, а кто-то верит…
Подготовил Виктор Акимченков
Фото автора
Источник: КОM.TV