Ему – 26 лет. И он – волонтер Корпуса мира. Фотожурналист Дюваль Райли из Мейпл-Гров (штат Миннесота) приехал в Украину, чтобы передать свой опыт. О том, что это за страна, признается, не знал. Рассчитывал увидеть чужую землю с достаточно суровым климатом без каких-либо признаков индустриализации. Перед дорогой в Украину не остановили и слова матери, которая неустанно повторяла: «Там ужаснейшие последствия Чернобыльской катастрофы, расизм, если тебе вдруг станет невыносимо в тех условиях, возвращайся, двери родительского дома всегда для тебя открыты». Чувства смятения и страха начали рассеиваться уже по дороге в Украину. Он смотрел в окно поезда и улыбался, мимо пролетали села, поселки, города – в них было что-то похожее на его родину. Единственное, чего боялся, получить радиационное облучение.
Первые шаги на Киевском перроне… уже не так страшно. Такие же люди, практически такой же темп жизни. Это уже позже Дюваль отметит: украинцы не так, как американцы, собираются на работу, не так одеваются, ходят на рынок за продуктами, по-другому ведут себя на улице. Как фотожурналист Дюваль не мог не заметить: калейдоскоп картинок, которые он увидел по дороге в Васильков, что под Киевом, – там ему предстояло жить первые несколько месяцев адаптации – не такой яркий. Однотипные многоэтажные дома без архитектурных и дизайнерских решений поначалу расстроили волонтера. Но это было одно из немногих разочарований, которое Дюваль испытал в Украине. Ярких моментов, уверяет, в небольшом запасе его украинской жизни, гораздо больше. Признается, впервые в нашей стране он сам собирал клубнику и срывал с дерева сочные вишни, сам полол грядки и только тут понял, что человек может самостоятельно вырастить овощи и фрукты и приготовить из них вкуснейшие блюда. О дне, который кардинально изменил его жизнь в Украине, Дюваль рассказывает с воодушевлением. Ему сообщили о Крыме.
Об оазисе, так волонтер называет полуостров, он вообще никогда не слышал. И, признается, не мог поверить, что там есть горы, море, пещерные города. А главное – там не такой климат, и зима с весной – гораздо теплее, чем в Киеве. В столице Украины Дюваль очень боялся замерзнуть в холодное время года. Поэтому, с восторгом рассмотрев фотографии Крыма, он немедленно засобирался в путь. Время в дороге пролетело незаметно, он слушал музыку и с удовольствием лежал на вагонной полке. В таких условиях, поделился Дюваль, на его родине ездят только люди с высоким достатком. Те, что победнее, обычно покупают билеты в вагоны с сидячими местами. Такая щедрая роскошь в Украине его приятно удивила.
Маленький провинциальный городок на севере Крыма - Джанкой, его еще называют воротами полуострова. Здесь, рассказывает волонтер, он столкнулся и с человеческой агрессией: «Меня могли толкнуть на рынке, еще и нахамить вслед», - говорит Дюваль, - и с материнской заботой и опекой: «Женщины часто называют меня сыном».
Тут он нашел друзей и познакомился с отзывчивыми коллегами, которые то и дело беспокоятся о нем: чтобы вовремя пришел домой, не ходил по темным улицам.
Дюваль стал своим в городе, о существовании которого несколько месяцев назад и не догадывался. В Джанкое он впервые сам приготовил овощное рагу из баклажанов и получил от этого такой восторг, как будто сделал удачное фото. Местной кухни волонтера учил повар, а в перерывах между кулинарными уроками – занятия теннисом – большим и настольным. С рюкзаком за плечами Дюваль ездит по городу на велосипеде и фотографирует – людей, предприятия, здания, улицы. Джанкой на его снимках будто ожил. В маленьком городе волонтер увидел необычные для него богослужебные обряды с использованием кадила, оценил внутреннее убранство местного Собора. Признается, их храмы куда более скромнее. Когда же выдается свободное время – волонтер преподает фотожурналистику местным школьникам – отправляется в путешествие по Крыму.
Чатыр-Даг, Евпатория, Ялта, Коктебель. Особо интересно, делится впечатлениями Дюваль, было путешествовать по Карадагу – единственному в Европе древнему потухшему вулкану, где сохранились следы извержения лавы. Там волонтеру удалось сделать незабываемые фотоснимки редких растений и запечатлеть один из символов Карадага – Золотые ворота.
Не менее удивительным и в какой-то степени даже опасным приключением Дюваль считает исследование мыса Тарханкут. Он жил несколько дней в разбитом на побережье палаточном лагере, пробовал себя в роли альпиниста – спускался с отвесных скал. «Нас постоянно окружали пауки, мы только позже выяснили, что это была «черная вдова». А однажды мы решили погрузиться в Черное море, рядом стоял ржавый, брошенный корабль. Когда я к нему плыл, меня что-то очень сильно ужалило. Это была медуза. Я испугался, так как никогда раньше их не видел, только по телевизору. Мне было не по себе», - признался волонтер.
Приключения на полуострове только начинаются, уверен Дюваль. Впереди у него еще полтора года жизни в Крыму, который стал для него вторым домом. За это время волонтер планирует ближе познакомиться с многонациональной культурой полуострова. Когда же снова окажется в Мейпл-Гров, Дюваль обязательно напишет рассказы об Украине и опубликует в местных изданиях свои фото. Теперь-то он точно знает: визитная карточка Украины – вовсе не Чернобыльская АЭС.
Душевно)
Довелось однажды познакомиться с Дювалем. Интересный молодой человек, который видит наш город не так, как мы.