Обращения граждан — это направленные в государственный орган или должностному лицу письменные или устные предложения, заявления или жалобы. Согласно Федеральному закону “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, о недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц; жалоба — это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов, либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Сроки рассмотрения письменного обращения по ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Следует отметить, что:
- сроки рассмотрения обращения граждан об информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, закрепленные ст. 18 Федерального закона “Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления”составляют 30 дней со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае, если предоставление запрашиваемой информации невозможно в указанный срок, в течение семи дней со дня регистрации запроса пользователь информацией уведомляется об отсрочке ответа на запрос с указанием ее причины и срока предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать 15 дней сверх установленного настоящим Федеральным законом срока для ответа на запрос,
- сроки обращения граждан в органы прокуратуры, закрепленные в п. 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обр ащений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказо Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2022 № 45 составляют 30 дней, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Если установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день,
- сроки рассмотрения сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении и принятие по нему решение согласно ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ составляют срок не более 3 суток со дня его поступления. Прокурор, начальник следственного отдела, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, предусмотренный частью первой настоящей статьи, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор вправе по ходатайству следователя или дознавателя продлить этот срок до 30 суток.
На основании Закона РФ «Об обжаловании в суд решений, нарушающих права и свободы граждан» граждане имеют право на обжалование в судебном порядке действий или бездействий руководителя государственного органа или органа местного самоуправления, должностного лица либо уполномоченное на то лица при подготовке ответа на обращения граждан и принятых по ним мерам по устранению нарушененных прав.
Татьяна Риккер, юрист