Хлопкоочистительный завод, концентрационный лагерь, консервный завод – руины. Все, что осталось от этого места – груды кирпичей, воспоминания джанкойцев, цифры и названия в летописи Джанкоя.
Как все начиналось
В довоенные 1930–е годы жители Крыма активно занялись возделыванием хлопка. В Джанкое построили даже завод, куда с хозяйств близлежащих районов свозили собранный хлопок. Предприятие недолго использовалось по своему профилю. Грянула война –– Великая Отечественная. 31 октября 1941 года Джанкой был захвачен немецкими оккупантами и пробыл в оккупации 893 дня.
Зимой 1941 – го и в первой половине 1942 года в Джанкой потянулись колонны исхудавших, страдающих от ран и жажды военнопленных. Из Севастополя главным образом. Некоторые из них падали в пути. Их пристреливали фашисты. Жители окрестных сел хоронили красноармейцев на месте их гибели.
Некоторые могилы вдоль старой Московской трассы сохранились до наших дней. Одни на околицах населенных пунктов, другие –– в чистом поле.
Тех воинов, которым удалось преодолеть долгий, полный испытаний путь, загоняли на территорию Джанкойского хлопкового завода. Его двор за усиленной “колючкой” оградой был превращен в концентрационный лагерь.
Жара ли, дождь ли, стужа ли –– наши воины содержались под открытым небом. Царили нещадный голод и болезни. Рискуя, местные жители бросали солдатам и краснофлотцам хлеб, вареный картофель, что – то из одежды. Делились последним.
Помощь узникам вылилась в патриотическое движение. Особой активностью в нем выделялась учительница расположенной рядом школы Анастасия Драгомирова.
Ей удалось установить связь с организованным ядром в среде военнопленных. Готовился их массовый побег. Но осуществить задуманное не удалось. Анастасия Драгомирова была схвачена. Длительное время она томилась в застенках гестапо в Симферополе. Незадолго перед освобождением города от фашистов ее расстреляли.
В 11 часов дня 11 апреля 1944 года 26-я мотострелковая бригада подполковника А. Храповицкого из 19-го танкового корпуса нанесла сокрушительный удар по железнодорожной станции, что стало переломным моментом в освобождении города, и уже к 6 вечера Джанкой полностью был освобожден от немецко-фашистских захватчиков.
В послевоенные годы местные крестьяне не вернулись к возделыванию хлопка. Потоком пошли овощи. В пиковые годы джанкойцы выращивали их по сто и более тысяч тонн. Основную массу огородной продукции перерабатывали на бывшем хлопковом заводе. Его перепрофилировали для выпуска овощных консервов.
Глоток свободы и…
О мощи завода джанкойцы легенды складывали, гордясь тем, что кормили, чуть ли не половину Советского союза. Жизнь в городе, что называется, кипела. В период страды перед проходной предприятия выстраивалась огромная очередь грузовиков с помидорами, огурцами, баклажанами, кабачками, патиссонами…
В свое время приход на консервный завод был одним из моих первых редакционных заданий. К своему удивлению, нашла и материал тех лет. Забавно. В 1999 году работники консервного завода готовы были работать в три смены.
Все рухнуло. Не в один день и год. Не спасли даже рыбные консервы, которые стали выпускать в 2002 году. Тогда, как сообщали Севастопольские СМИ, терпящему бедствие джанкойскому предприятию руку помощи протянул Севастополь - ЗАО “Паллада”. Руководство «Паллады» стало его полными хозяевами.
В 2002 на «Палладу», председатель правления – Александр Плиев, в Джанкое возлагали большие надежды. Свято верили – севастопольцы помогли сохранить в городе отдельную отрасль производства, коллектив консервщиков. Наконец, джанкойский филиал “Паллады” был тогда едва не единственное “живое” производство в Джанкое, которое давало солидные платежи в местный бюджет.
Что-то не сложилось
Валентин Синицкий,
мэр Джанкоя, 2007 год для aq-media.info:
— В советские времена Джанкой славился на всю страну своей кабачковой икрой. Сегодня консервный завод не работает. Сможем ли мы когда-нибудь вновь отведать джанкойской икры?— Сложности в работе консервного завода начались с того, что в сельском хозяйстве в целях экономии произошел отход от технических культур к зерновым. Сейчас для завода просто нет сырья. Еще одна проблема— неэффективный собственник завода, который по уши влез в долги. Предприятие объявлено банкротом, но я очень надеюсь, что найдется инвестор, который выкупит Джанкойский консервный завод, сохранив направленность производства.
Инвестор так и не нашелся, не стало и завода. В полном смысле этого слова. Зато до сих пор остались долги. У Александра Плиева в Севастополе, сообщает Пенсионный фонд, задолженность на конец февраля 2012 года - 368006,13 грн., а у филиала консервного завода «Паллада» в Джанкое – 1660,4 тыс.грн. – такую сумму в конце ноября 2011 года назвал Пенсионный фонд.
От истории к истории
О консервном заводе сегодня напоминают лишь недоразрушенные строения проходной и, расположенная рядом остановка, где белой по синей краске написано: «Консервный завод». Кстати, сама территория бывшего предприятия, все еще охраняется.
- После войны эта территория, наверное, выглядела лучше, чем сейчас, - признался с горечью в голосе охранник, - Тут вообще ничего не осталось от завода.
«Полностью разрушены консервный, фабрикатный, томатный цеха. Уничтожены две железнодорожные ветки, сняты рельсы и сданы, видимо, на металлолом, вырыты канализационные чугунные трубы большого диаметра. Сброшена металлическая емкость с водонапорной башни. Демонтированы двое транспортных весов на весовой. От большого здания котельной осталась одна кирпичная труба. На территории завода раньше стояли большие металлические строения, которые тоже порезали и продали.
Картина была такая, как будто мирный консервный завод бомбили несколько десятков военных самолетов, которые превратили его в развалины, сровняли с землей», - высказал свою боль на страницах газеты «Заря Присивашья» Борис Полищук, работавший в свое время на заводе.
Есть еще стела с радужным девизом «Слава труду» и красный флажок, оптимистично развевающийся на входе в бывший завод. Всё.
А вот о концлагере, который тут был, памяти немного больше сохранилось.
В 1976 году по решению исполнительного комитета Крымского областного Совета депутатов трудящихся, 9 мая в Джанкое открыли памятник узникам концлагеря военнопленных.
Скульптура изображает двух советских пленников на фоне стелы. Выполнена она из искусственного камня. Ее высота почти три метра, установлена на постаменте из бетона.
Раз в год это памятное место приводят в порядок, водят на экскурсию малышей.
Это поистине героическое место.
Сегодня тут – мусор, исписанные стены, облупившаяся краска скульптуры. Может, хорошо, что сделана не из металла. Не факт, что это место не превратилось бы в такие же руины, какие за забором, сделанной в мирное время «колючей решетки».
Фото памятника и консервного завода: “Медиаволна”
При создании материала использована информация сайтов: aq-media.info, slava.sebastopol.ua
Лакомился икорочкой заморской в детстве,В ящиках строили лазы . (кто знает тот поймёт] Даже и представить в страшном сне было бы трудно, что придут буржуины и купят за карзину печенья и бочку варенья.