Председатель крымскотатарского Меджлиса рассказал о том, сколько еще крымских татар может вернуться на полуостров, как афганские талибы могут повлиять на жизнь Крыма, а также - есть ли этнические зачистки в органах власти автономии.
Мустафа Джемилев пообщался с журналистами газеты “Сегодня”.
— Уже в сентябре соберется новый состав Курултая. Как оцениваете состоявшиеся выборы делегатов?
— Выборы делегатов VI Курултая проводились по новой системе. Если раньше выборы были двухступенчатыми, то есть сначала избирали выборщиков, а потом эти выборщики на своих конференциях избирали тайным голосованием делегатов Курултая, то теперь выборы были прямыми — бюллетенями. Были большие опасения, что не справимся — мол, даже у государства не все гладко получается, а у нас с такими ограниченными возможностями… Но, слава богу, в целом выборы прошли без особых проблем. Активность избирателей была довольно высокой, даже выше, чем на последних общегосударственных выборах. Если на выборах 2012 года приняли участие всего 48% избирателей Крыма, то на выборах делегатов Курултая более 91 тысячи избирателей, то есть свыше 51% из всех, имеющих право участвовать в выборах крымских татар. Уже избрали 198 делегатов по мажоритарной системе, но по «пропорционалке» есть некоторые сложности, поскольку еще не проведены выборы в республиках Средней Азии, где проживает около полутора тысяч имеющих украинское гражданство крымских татар. Служба безопасности Узбекистана говорит, что могут разрешить проведение выборов делегатов Курултая, если к ним официально обратится МИД Украины. Учитывая наши отношения с властями, такого обращения, скорее всего, не будет, поэтому выборы двух делегатов по мажоритарной системе в Средней Азии будут отложены до лучших времен, а подсчет по пропорциональной системе и распределение 50-ти делегатских мандатов среди крымскотатарских организаций, очевидно, будет произведен без учета Средней Азии. Более 80% избранных делегатов имеют высшее образование, остальные — незаконченное высшее или среднетехническое. Правда, процент женщин маловат, почти как в Верховной Раде Украины. В целом делегатский корпус Курултая обновляется более чем на 30%. Очень жаль, что некоторые довольно ценные и опытные делегаты прошлого созыва на этот раз не переизбраны.
— Если вместо вас у Меджлиса будет новый председатель, как это отразиться на его курсе?
— Политика Меджлиса вырабатывается на национальном съезде — Курултае крымскотатарского народа, а Меджлис только ее реализует. Поэтому мало что зависит от того, кто именно будет председателем Меджлиса. Каких-либо радикальных изменений в политике Меджлиса я не предвижу.
— А как у вас сейчас складываются отношения с крымской властью?
— Сейчас практически никаких отношений нет. Последний раз были какие-то контакты в связи с организацией траурных мероприятий 18 мая этого года.
— И как на эту конфронтацию реагирует Киев?
— Похоже, что это было запрограммировано в Киеве и начало этому положило переформатирование указом президента в августе 2010 года «Совета представителей крымскотатарского народа». То есть когда в этот «совет» ввели людей по усмотрению властей, а не тех, кого избирают сами крымские татары. Но я не думаю, что цель заключалась именно в создании конфронтации с крымскими татарами. Просто хотели, чтобы там большинство составляли «ручные» крымские татары. Но это очень неумно, потому что если «совет представителей» не избирается, а назначается, то у него не будет никакого авторитета в народе, и к его решениям никто прислушиваться не будет. Следовательно, толку от такого «совета» не будет ни для народа, ни для властей. Была еще вполне очевидная цель создать конфликтную ситуацию между самими крымскими татарами, то есть разделить крымских татар на два враждующих между собой лагеря. В этом случае предполагалось, что крымские татары будут заняты только междоусобицей, и им будет не до предъявления каких-то претензий или требований к властям. Больших успехов на этом позорном поприще, правда, они не достигли, ибо Национальное движение крымских татар еще с советских времен имеет достаточно большой опыт противодействия подобным провокациям.
— Вы не раз упоминали о системных зачистках крымских татар из органов власти АРК…
— Пожалуй, можно сказать, этнические чистки в руководстве автономии уже прекратились, точнее, уже завершились, поскольку крымских татар там почти не осталось. Всего после президентских выборов из числа крымских татар в структурах управления автономии были уволены со своих должностей 24 человека. В 16 случаях на места уволенных приняли лиц других национальностей — преимущественно русских из Донецкой области, две должности просто сократили, еще две должности остаются пока вакантными, а в четырех случаях вместо уволенных приняли на работу опять лиц из числа крымских татар, но очень лояльных к власти и враждебно настроенных по отношению к Меджлису, то есть так называемых «могилевских» татар.
— Сколько еще крымских татар рассчитывают на возращение в Крым?
— За пределами Крыма на территории бывшего СССР, преимущественно в Узбекистане, проживают по различным оценкам от 100 до 150 тысяч крымских татар. Подавляющее их большинство без помощи государства возвратиться на свою родину в ближайшее время не сможет. Но государство вместо оказания им помощи решило обратиться к ним, чтобы они собрали деньги (порядка 90 миллионов гривен) для решения некоторых социальных проблем уже возвратившихся на родину крымских татар, поскольку у самого государства оказывается, таких денег нет. Такого абсурда за 22 года независимости Украины еще не было. В то же время руководство страны пока не дает согласия на проведение под эгидой ОБСЕ, структур ООН и Евросоюза Международного форума по проблемам депортированных, который предусматривает и создание специального международного фонда для решения их социальных проблем. Мы с опаской следим за развитием событий в Центральной Азии, особенно, в Афганистане. Если американцы в самом деле выведут все свои войска из этой страны, то приход к власти талибов может занять всего несколько месяцев. Затем не исключается их экспансия и в другие среднеазиатские страны, где еще остается большое число крымских татар. Вот тогда не исключены большие волны переселенцев крымских татар на свою родину. К этому властям автономии следовало бы подготовиться.
— Что дает крымским татарам Бишкекское соглашение, и на какой стадии сейчас находится вопрос о его продлении?
— Это соглашение было инициировано Украиной и подписано 10 странами СНГ еще в октябре 1992 года в целях облегчения процесса возвращения на свои земли и восстановления прав народов и национальных групп, депортированных в соответствии с преступными указами сталинского режима. Содержит оно всего 12 статей, и реализация этих статей действительно значительно облегчила бы процесс возвращения и восстановления прав депортированных. Но, к сожалению, этого не произошло. Некоторые страны, в том числе Россия, подписали это соглашение, но не ратифицировали. В Украине тоже многие пункты этого соглашения, например, статья 8 об освобождении депортированных от подоходных налогов на период обустройства, не соблюдались ни одного дня. Тем не менее пролонгация этого соглашения крайне необходима, ибо в противном случае остающиеся в местах ссылки семьи депортированных будут рассматриваться как иностранцы, и такое же будет к ним отношение при въезде на свою родину. Необходимость пролонгации соглашения была отражена и в решении выездного заседания Комитета Верховной Рады по правам человека и межнациональным оснащениям, которое состоялось в Крыму 11 апреля этого года. Власти Украины, в частности Министерство иностранных дел, Кабмин, твердо обещали представить в Верховную Раду проект закона о пролонгации этого соглашения на следующие 10 лет.
— Вопрос национальной автономии для крымских татар сохраняет свою актуальность?
— Восстановление национально-территориальной автономии — это вовсе не национальная идея, а требование в плане ликвидации последствий геноцида и депортации крымскотатарского народа. Идеи относительно будущего нации у людей могут быть разные, и в задачи Меджлиса не входит разработка «национальной идеи» для всего народа.
— А как вы отнеслись к идее партии «Свобода» лишить Крым статуса автономии?
— В вопросе о статусе Крыма, как в самом Крыму, так и в целом в Украине, существует большой спектр мнений. Какая-то часть жителей Крыма, в том числе большинство русскоязычных, считает, что Крым должен быть «возвращен» России и стать рядовой ее областью. Часть сторонников партии «Свобода» считает, что в целях нейтрализации активности пророссийских сепаратистов Крым следует лишить автономии и сделать его рядовой украинской областью. Другая часть той же «Свободы» считает, что если и имеет смысл сохранять автономию Крыма, то ее следует переформатировать в национально-территориальную, то есть сделать ее автономией коренного народа полуострова — крымских татар. Это тоже рассматривается ими в плане нейтрализации сепаратистских сил, поскольку крымские татары, как известно, видят свою автономию только в рамках украинского государства. Кстати, эта точка зрения сторонников «Свободы» была озвучена и в выступлении представителя «Свободы» Эдуарда Леонова на траурном митинге крымских татар 18 мая 2013 года. В какой степени поддерживают крымские татары эту позицию, можно было судить по тем бурным аплодисментам участников примерно 40-тысячного митинга, которые последовали вслед за выступлением Леонова.
— Какие политические силы Украины остаются союзниками Меджлиса?
— У Меджлиса нет постоянных союзников и постоянных противников. Мы всегда будем поддерживать дружественные отношения и сотрудничать с теми политическими силами, которые поддерживают наши требования о восстановлении суверенных прав крымскотатарского народа и, разумеется, поддерживают евроинтеграционный курс Украины, путь развития Украины как суверенного и демократического государства.
— Что вам как народному депутату Украины удалось сделать в новом созыве Верховной Рады?
— Особых успехов нет и не могло быть, поскольку парламент у нас своеобразный: проходимость тех или иных законопроектов зависит от того, в какой фракции находится автор законопроекта. Если в оппозиционной, то шансы почти нулевые. Проект закона о восстановлении прав депортированных, принятия которого мы добиваемся в течение многих лет, пока еще не принят, хотя о необходимости его принятия высказался даже сам президент в своем последнем послании к Верховной Раде. Пока приняли этот закон только в первом чтении, но ко второму чтению предложены такие поправки, что если их внести в законопроект, то пропадает вообще смысл принимать этот закон, поскольку они выхолащивают основное его содержание. Особенно в этой части изощряются власти АРК, хотя, правда, они не имеют права законодательной инициативы. Есть все-таки надежда, что на следующей сессии этот закон наконец будет принят без особо ущербных изменений. Другой наиболее важный законопроект — это о Концепции государственной этно-национальной политике. Законопроект разрабатывался с участием довольно авторитетных отечественных и международных специалистов, зарегистрирован мной в конце последней сессии, и пока профильным комитетом не рассматривался. На предыдущей сессии подобный законопроект наряду с моим был зарегистрирован и Кабмином. Он тоже содержит ряд положительных моментов, и если объединить оба законопроекта, или еще лучше, если в проект Кабмина внести и некоторые положения, содержащиеся в моем законопроекте, то получился бы очень хороший документ. Но, к сожалению, Кабмин пока повторно не зарегистрировал свой законопроект, а проходимость проекта рядового депутата, да к тому же от оппозиционной фракции, маловероятна.
Источник: Сегодня
Фото: А. Лохвицкий