Главные изменения в школьной программе

Уже с сентября в украинских школах не будет оценок по музыке, во втором классе появится информатика, а шестиклассникам заменили Робинзона Крузо на Шекли.

Газета «Вести» собрала все нововведения, которые появятся в школах в ближайшее время.

Эксперты: директор департамента общего среднего и дошкольного образования МОН Олег Ересько, руководитель авторского коллектива по созданию новой программы по мировой литературе Ольга Николенко, координатор рабочей группы по созданию программы по украинской и мировой литературе Катерина Тараник-Ткачук, научный руководитель научно-педагогического проекта «Интеллект Украины» Ирина Гавриш. 

Как рассказали в МОН, два года назад был утвержден новый Госстандарт базового и полного общего среднего образования. Полностью его внедрят в начальной школе к 2015 году. Учебу по-новому испытали на себе прошлогодние первоклассники, которые с первого сентября начали учить английский (раньше иностранный язык преподавали только со второго класса). Нововведение касается также нынешних и всех последующих первоклассников. Что касается тех, кто идет во второй класс, то у них в этом году появится новый предмет — «Ступеньки к информатике». Это будет подготовительный курс к изучению информатики, которое начнется с пятого класса (до этого информатику начинали учить только в девятом ). Так, у детей будет по одному уроку в неделю, им расскажут, например, о том, как изобрели компьютер, из каких частей он состоит, как им пользоваться, как набирать и распечатывать текст, научат азам рисования и составлению простейших алгоритмов. Оценки по этому предмету второклассникам ставить не будут. Кроме информатики, начиная с этого года, у учеников 2-го класса (а в последующие годы у всех учеников начальной школы) не будет оценок еще по четырем предметам: основам здоровья, физкультуре, рисованию и музыке, то есть по тем дисциплинам, где нужны не только знания, но и способности (оценки убрали, чтобы не травмировать детей). Новинки ждут школьников и в следующем году: так, ученикам третьего класса будут читать «Обществоведение», на котором им дадут общее представление об Украине, ее территории и народе.

 

Изменения ждут и тех, кто в этом году пойдет в пятый класс. Ребята начнут учить информатику. До седьмого класса уроки будут проходить раз в неделю, а в 8–9 классах будут уже два урока. Школьников научат, как создавать мультимедийные презентации, расскажут о компьютерных сетях, научат управлять базами данных и основам программирования. Помимо этого, пятиклассников ждет обязательный второй иностранный язык. То, каким он будет: немецким, французским, английским (например, в тех школах, где с первого класса учили другой язык) или любым другим, зависит от выбора родителей и возможностей конкретной школы. Впрочем, несмотря на новые предметы, можно сказать, что в средней школе теперь будет чуть проще учиться: учебные программы по всем предметам немного разгрузили, убрав около 15% материала. Как нам рассказали в МОН, сделать школьникам жизнь проще они решили после того, как посчитали, сколько страниц в день должен прочесть среднестатистический ученик по мировой и украинской литературе, чтобы освоить всю программу по этим предметам: получилось около сотни. А если добавить еще и то количество страниц, которое нужно прочесть по другим предметам, то выйдет больше ста, что достаточно тяжело. В то же время планируется, что в девятом классе школьники закончат изучать все основные предметы.

 

Закончить учить основные предметы нужно для того, чтобы в 10–11 классах ввести профильное образование. Пока что окончательная его концепция не утверждена, а программы для старшеклассников начнут разрабатывать в следующем году. Но уже сейчас можно говорить о том, как все будет. Итак, у школьников будут шесть обязательных предметов: украинский язык и литература, иностранный, всемирная история и история Украины, математика, естествознание и физкультура — по каждому из них по три урока в неделю (18 часов). Все остальное время в школе, а это 20 часов, старшеклассники будут изучать профильные предметы, которые выберут сами (в школе больше не будет четко установленных профилей, как было), выборочно-обязательные, спецкурсы, а также будут посещать факультативы, курсы или индивидуальные занятия (выбор зависит от того, что есть в школе). Старшеклассники должны будут выбрать один или два профпредмета для углубленного изучения. Если же ученик выберет только один профпредмет, то оставшуюся нагрузку сможет восполнить спецкурсами, например, астрономией, философией, психологией или другими дисциплинами. Что касается выборочно-обязательных предметов, то нужно будет выбрать два предмета из четырех: здоровье, технологии, искусство и прикладная экономика (в ее рамках можно учить основы налоговых знаний, предпринимательства или азы финансовой грамотности). Один предмет школьники выучат в 10-м классе, а второй — в 11-м. Ко всему прочему они будут продолжать учить второй иностранный. Внедрить все это планируется с 2018 года — к этому времени подготовят новые учебники, программы, учителей научат составлять индивидуальные учебные планы и т.д.

 

С этого года, начиная с пятого класса, школьники начнут учить украинскую и мировую литературу по-новому. Если раньше за год проходили по 20–30 авторов, то сейчас будет до 15–18. Убрали второстепенных писателей, слишком длинные произведения (чтобы успели прочесть больше других книг полностью) и те, которые непонятны, неинтересны или не соответствуют возрасту. Так, по мировой литературе в пятом классе убрали «Золушку» и «Маугли», потому что все и так читают их намного раньше. Но теперь у пятиклассников есть «Алиса в стране чудес» и сказки народов мира.

У шестиклассников-2014 не будет «Робинзона Крузо» (зато появится «Запах мысли» Шекли), а у девятиклассников-2017 — «Жизнь — это сон» Кальдерона: не во всем понятные и интересные для учеников произведения. Теперь школьники будут изучать те произведения, которые наиболее интересны для их возраста по тематике и жанру. Например, в пятом классе будет сделан акцент не на биографиях (их углубленно будут учить с восьмого), а на литературных портретах писателей, их характерах, связях с родной культурой, предпочтениях. Так, знакомясь с Пушкиным, школьники узнают о его семье, детстве, интересе к языкам. Также поначалу будет больше сказок и приключенческой литературы, так как это интереснее, а вот с восьмого класса пойдут более серьезные произведения.

Еще в новых программах стало больше современных авторов (их теперь будут учить в каждом классе). Например, теперь будут читать Роальда Дала, Туве Янсон, Ричарда Баха, Анну Гавальду (она в списке для внеклассного чтения), а также Эмму Андриевскую и современную украинскую поэзию. Примечательно, что в новых учебниках по мировой литературе есть отрывки на языке оригинала с объяснениями специфики оригинала и перевода.

 

С сентября в школах более широко начнут внедрять научно-педагогический проект «Интеллект Украины» (основатели – Институт инновационных технологий и содержания образования МОН и Харьковский национальный педуниверситет им. Г. С. Сковороды). Так, в этом году учиться в рамках проекта будут ученики 1–4 классов из 123 украинских школ, а 5–6 классы будут пока что работать в режиме эксперимента (экспериментировать будут всего в нескольких классах). Суть проекта в том, чтобы сделать учебу интересной, а также, чтобы с помощью развивающих упражнений избежать проблем в старших классах по таким предметам, как математика, физика, химия, биология и география. Для этого создали учебные программы и материалы, которые в школах используются как дополнение к основным. Например, когда младшеклассники проходят Андерсена, им, кроме рассказа о нем, показывают на карте его родину Данию и сюжет о ней. А на физкультминутках они поют и танцуют под мультяшный клип, в котором им еще раз напоминают расположение материков (основатели проекта разработали подборку клипов для физкультминуток). Все это делается для того, чтобы в будущем не было проблем с географией. Или, к примеру, чтобы избежать трудностей со стереометрией, школьники на уроках складывают из картона объемные фигуры, развивая пространственное мышление. Также на уроках показывают научно-популярные фильмы: так интереснее учиться и легче понимать теоретический материал.

 

В этом году у девятиклассников в качестве дополнительного предмета появятся основы налоговых знаний (расскажут о том, что такое налоги, зачем их платить и в чем их польза для общества): учебник презентуют в начале сентября, и вполне возможно, что в будущем этот предмет станет профильным для старшеклассников. Еще один доппредмет — полезные навыки: здесь нет никакой конкретной программы, и то, чему будут учить школьников и в каком классе, школы должны решить сами. Например, они могут учить детей готовить, сервировать стол, танцевать вальс или завязывать галстук — в общем, тому, что может пригодиться в жизни. При этом те или иные полезные навыки могут преподаваться как месяц или несколько месяцев, так и целый год (по желанию школы).

 

Очередное нововведение: образование в школах станет «зеленым». Так, со следующего года школьники начнут изучать экологию и устойчивое развитие. Для этого в течение года МОН вместе с Минэкологии выпустит пособия для учителей в вопросах и ответах, а также создаст учебники для школьников (например, там расскажут, для чего сортировать мусор или как долго разлагаются отходы). Экологию в качестве доппредмета введут для 8–9-х классов, чтобы в старших классах ученики могли выбрать экологический профиль. А для пятиклассников планируют выпустить хрестоматии по экологии, где будут собраны научно-популярные материалы. Но отдельного курса по этому предмету у них не будет: экологию изучат в рамках природоведения.

МНЕНИЕ О ШКОЛЕ

«Надо ввести электронные дневники»

«Мне не нравится школьная подготовка по английскому: по тем книжкам, которые выдают, учиться невозможно (они очень слабые и неинтересные), и из-за этого родителям приходится докупать дорогие иностранные учебники и отдавать ребенка на курсы. Считаю, что в школах либо должны появиться достойные украинские аналоги, либо учителя должны своими силами делать программу сильнее и интереснее (материалов в Сети достаточно), — рассказывает мама двух школьников Татьяна Урда. — Также очень хотелось бы, чтобы ввели электронные дневники и журналы, к которым родители имели бы доступ. Ведь часто дети скрывают плохие оценки. Еще пусть там будут комментарии учителей об успехах, проблемах и поведении ребенка».

«Учителя должны стать более современными»

«У школьников очень большая нагрузка по всем предметам, хотя далеко не все они пригодятся им в дальнейшем. Поэтому, считаю, что уже с седьмого класса должна появиться специализация, чтобы каждый учил то, что ему действительно нужно и по душе. В этом возрасте уже видно, кто гуманитарий, а кто — технарь, — считает мама школьника Алла Ткаченко. — Еще хотелось бы, чтобы школьный психолог больше работал с детьми. Например, во Франции его роль очень большая. Он общается с детьми и их семьями, и когда школьник становится старше, может ему посоветовать, какой профиль лучше выбрать. Ну и неплохо было бы, чтобы учителя, в особенности в средней и старшей школе, интересовались новыми подходами в преподавании, придумывали что-то новое для своих уроков, а не только начитывали программу».

Источник: Вести

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Метки текущей записи:

, ,
 
Статья прочитана 178 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Наши контакты

Тел.      

E-mail   [email protected]