Нерентабельно, убыточно, невыгодно
Эти приближенные по значению три слова стали причиной отказа руководства «Украинских железных дорог» («Укрзалізниці») от дополнительных поездов на праздничный период. За время украинской независимости такого еще не было. Жители страны, планирующие переезд из города в город в период новогодних торжеств, сразу же ощутили неудобства. Им пришлось брать билеты на неудобные боковые места или платить за койки, расположенные возле туалета. А все потому, что с ноября в целях экономии и рентабельности поступило распоряжение от руководства «Укрзалізниці» продавать билеты по вагонам. То есть пока один вагон не заполнят пассажирами (допустимо 8 свободных мест), продажа билетов во второй вагон будет закрыта. Эту систему ввели, чтобы поезда не курсировали наполовину пустыми. Некоторые были вынуждены брать более дорогие билеты на автобусы, из-за нежелания ехать на боковушке плацкарта. Все это вызвало массу нареканий со стороны потенциальных пассажиров, и, ожидая это, в пресс-службе «Укрзалізниці» посоветовали украинцам заранее рассматривать разные варианты выезда на популярные направления зимнего отдыха — Запад, Юг.
— Дополнительные поезда для железных дорог Украины являются неоправданно убыточными, — сообщили в пресс-центре «Укрзалізниці». — Их «населенность» не превышает 50%, поскольку в одну сторону места в них заполнены, а обратно – пустые. В итоге мы несем значительные убытки, которые не компенсируются.
По данным предприятия, с января по ноябрь этого года общие убытки от пассажирских перевозок выросли до 5,3 миллиардов гривен. Все потому, что подвижной состав железных дорог Украины изношен на 86%, за последние 10 лет пассажирские поезда лишились 3623 вагонов. До конца года будут списаны еще 202 вагона, входящих в состав поездов курсирующих в основном ночью, а также 11 пассажирских локомотивов.
Насильно мил будешь
Проблемы, которые испытывает госпредприятие, жителям Украины понятны, но продажа билетов по вагонам как-никак ограничивает конституционные права и свободы граждан. О чем жители страны заявили незамедлительно. И буквально через неделю на эти заявления отреагировал премьер-министр Азаров. Он поручил «Укрзалізниці» обеспечить движение дополнительных поездов по наиболее популярным в новогодние и рождественские праздники маршрутам. Азаров предложил организовать график движения в зависимости от времени суток, дня недели, праздничных дней в соответствии с ожидаемым пассажиропотоком. Все для того, чтобы максимально удовлетворить потребность пассажиров.
Премьер потребовал постоянно мониторить ситуацию и оперативно вносить коррективы, учитывая потребность пассажиров в билетах. От руководителя «Укрзалізниці» Азаров потребовал сбалансировать перевозки так, чтобы по всем направлениям курсировали полные поезда. А точнее, не полупустые вагоны в одну сторону и переполненные – в другую.
Чтобы это сделать, необходимо пересмотреть сетку движения поездов. Безусловно, за неделю добиться поставленной задачи нереально. А потому железнодорожное предприятие ввело всего на 12 рейсовых поездов меньше, чем в предыдущие годы.
Так, по данным пресс-службы «Укрзалізниці», на 5 декабря шесть дополнительных поездов назначила Юго-Западная железная дорога, пять — Приднепровская, четыре — Южная, по два — Одесская и Донецкая, один — Львовская. Если конкретнее, то Одесская железная дорога назначила дополнительные поезда: Одесса — Ужгород и Николаев – Киев. Приднепровская железная дорога ввела поезда из Днепропетровска в Симферополь, Ивано-Франковск, Львов и Киев, и из Симферополя в Ужгород. Юго-Западная железная дорога назначила поезда из Киева в Ужгород, Ивано-Франковск, Симферополь, Луганск и Донецк. Донецкая железная дорога ввела дополнительные поезда Донецк — Львов и Луганск — Киев. Южная железная дорога: Киев – Тернополь и из Харькова в Симферополь, Мукачево, Киев. Львовская железная дорога назначила дополнительный поезд Киев — Львов — Киев. Кроме того, — три состава, следующие в Киев из Ивано-Франковска, Одессы и Запорожья.
Чтоб хоть как-то отбить неминуемые убытки, пресс-центр «Укрзалізниці» придумал сотрудничать с туристическими кампаниями, предлагая им бронирование и закупку билетов под организованные туры.
То, что жители Украины действительно нуждаются в дополнительных поездах, подтверждает и наличие билетов по популярным направлениям. К примеру, на четырех поездах курсом Симферополь-Киев на 29 декабря в наличии осталось всего 139 билета, на 30 декабря – 115 свободных мест. На поезд до Ужгорода 30 декабря осталась одна верхняя полка в купе. На три поезда, отправляющихся в Москву из столицы Крыма 30 декабря, осталось 182 места. На 3 поезда, следующих в Киев, 5 января в наличие осталось всего 153 билетов, на поезд в Ужгород на эту дату – 89 свободных мест. Так что если билеты еще не куплены – стоит поторопиться. Иначе придется добираться до нужного места на оленях…